Об этнографии. Часть первая. Автор текста: Н.А. Александров (1898 год)

AleksandrovЧто такое этнография? Когда и для чего появился этот термин? Кто его использовал и в каких целях? Для того, чтобы разобраться в этом, попробуем проследить как исторически выстаивалось отношение к этому понятию. Сперва остановимся на том, что писалось об этнографии в разные периоды. 

Публикуемый ниже текст размещен в книге: Народы России. Этнографические рассказы для детей. Пустыни Севера и их кочующие обитатели / Н. А. Александров (подробнее здесь). Приводим отрывок из Предисловия и Очерк из Толкователя.

 

из предисловия:

          «Этнография (в обширном смысле слова) заслуживает ревностного содействия не только как предмет любопытства, но и как весьма важное руководство для понимания настоящего и заключения о будущем. Распространителям здравых начал и преобразователям заблуждений современной культуры этнография может оказать двоякую помощь. Заставить человеческий ум усвоить учение о развитии – значит побудить его, сохраняя полное уважение к предкам, продолжать прогрессивную работу прошлого, и продолжать ее с большей силой, так как свет увеличивается в мире, и где толпы варваров брели ощупью, там цивилизованные люди могут быстро идти вперед с открытыми глазами. Выставлять остатки грубой, старинной культуры, перешедшие уже в безвредные суеверия, и предназначать их к разрушению – является суровой, даже иногда грустной обязанностью этнографа. Но это дело разрушения, хотя и не особенно отрадное, является не менее полезным для блага человечества. Таким образом, в одно и тоже время содействуя прогрессу и уничтожая препятствия, наука этнография есть несомненно преобразовательная наука».

         Так говорит Эд. Тэйлор о важном значении этнографии; и, приведя его слова, мы обратимся к читателю со следующими вопросами: «существует-ли у нас, в каком-бы то ни было виде, этнография, как наука; т.е. преподается-ли она где-нибудь в заведениях, знакомо-ли также с этой наукой общество, и имеет-ли оно для изучения ее какие-либо руководства или книги?» …

         Прямым, конечно, ответом на эти вопросы будет абсолютное – нет.

       В гимназиях, при уроках географии, и то только в последнее время, юношество узнает о народах, живущих в России, по одним только их именам, а далее… как в университетах, так и в других высших учебных заведениях, те же мизерные сведения остаются все в том же виде и не обогащаются дальше имен или названий ни на йоту. Общество, пользуясь энциклопедическими познаниями по разным отраслям наук, в области этнографии лишено всякого понимания. Нет даже руководства (compendium), по которому можно было-бы пополнить этот пробел, и нет даже книги, которая бы заключала в себе хоть более или менее толково собранный этнографический материал. Желающему познакомиться с этнографией России необходимо не читать, а рыться по разным путешествиям, исследованиям, заметкам, описаниям и т.д. В одном из сочинений он найдет различные описания, касающиеся одной стороны этнографии, в другом – другой; в том – филологические изыскания, здесь – бытовые, там, опять, - религиозные, обрядовые, промышленные сведения и т.д., - и всю эту кучу он должен перерыть единственно из желания приобрести одни энциклопедические познания.

        Что же касается до детей, то многие из них читают весьма пространные описания о диких Африки, Америки и других частей света, знают, по бесчисленной коллекции картинок и рассказов, альпийского охотника и американского эскимоса, но из русских народов и народцев им известны, как по периодическим изданиям, так и по отдельным книжкам, одни самоеды. Самоедами, для детского мира, ограничиваются все познания о России, и кроме этих самоедов дети никогда ни от кого не слышать о разнохарактерной жизни тех людей, среди которых они родились, и на пользу которых посвятят со временем свою жизнь.

       Пытаясь пополнить этот недостаток, я взял на себя скромную задачу: познакомить молодых читателей, в общедоступной форме легких этнографических рассказов, с разнообразными племенами, населяющими Россию, - с их различными типами, с их бытом, характером, занятиями, а также и стой природой, среди которой они живут. 

 

Толкователь. Что такое этнография.

Этнография (от греческого слова этнос – народ и графейн – описать) значит народоописание.

       Из этих слов мы видим, что этнография – наука, которая занимается описанием народов. Но народов на земле много, и эти народы резко отличаются один от другого и языком, и образом жизни, и костюмом, и религией и т.п. Надо, стало быть, описать или познакомиться с каждым народом отдельно, а на этом основании надо невольно и разделить все человечество на известные группы.

    Чтобы описать каждый народ, или каждую группу, надо также описать то место, на котором народ живет, то есть описать его географическом отношении; затем надо описать, как он прежде жил и как он теперь живет, - то есть в историческом отношении, и наконец, рассмотреть те условия или причины, вследствие которых он жил и живет так, а не иначе.

       Таким образом, изучив каждый народ отдельно, цель этнографии, как науки, не есть простое перечисление фактов из быта народов, - то есть как народы живут, чем они занимаются и т.п., но объяснение всего этого на основании простых и общих законов природы.

       В этом смысле конечная или окончательная цель этнографии обобщить все явления: языка народа, его чувства и мыслей, его нравов и обычаев, одним словом – его духовного и материального развития; обобщить, то есть подвести их под общие естественные законы, которые одинаковы, или общи, для всех людей, живущих на земле. Посредством этого обобщения этнография стремится представить отдельные народы и группы народов в одном систематическом целом, в связи одного народа с другим и в последовательном переходе от части к целому; то есть от народа, населяющего какую-нибудь страну, ко всему человечеству, которым заселен весь земной шар.